"Ведь танец идет по водам и не горит в огне"
"Отверженных" как книгу я так и не смогла осилить. Но в двух экранизациях этой вещи засветились мои любимые актеры, так что пришлось смотреть :) В итоге у меня в голове складывается конструктор из двух фильмов. Потому что половина истории исключительно хороша в одном, а другая половина - в другом.

Экранизация 1998 года с Лиамом Нисоном и Джеффри Рашем - вся целиком и полностью про историю Жана Вальжана и инспектора Жавера. Про столкновение двух несовместимых парадигм мышления и трагическую невозможность из своей парадигмы выйти.

- Лучше убей меня. Я не остановлюсь, понимаешь? Я тебя не отпущу. Прекрати это.
- *Выстрел в воздух* Ты мертв, Жавер.




Финал этого фильма я очень люблю. Историю остановили ровно в той точке, когда Жан Вальжан наконец-то свободен. Он уже старик, он три раза начинал жизнь с полного нуля из руин - и вот только теперь, с четвертого, чуть ли не через тридцать лет после выхода с каторги, можно наконец-то больше совсем ничего не бояться!

И еще мне почему-то кажется, что с этой прекрасной утренней набережной, пустой, как земля в начале времен, герой не вернется домой, а уйдет куда глаза глядят, на все четыре стороны.



Козетта, Мариус и прочая молодежь здесь такие... на мой взгляд, не очень интересные. Милые, конечно, но почти что фон для эпического противостояния двух главных героев. Предыстория Мариуса сюда не влезла. И ни Эпонины, ни сцены "уходите отсюда, а не то я взорву баррикаду" здесь в принципе не было. Но этого всего додали в мюзикле 2012. Ох, как додали...



В мюзикле 2012 года Вальжана и Жавера играют Хью Джекман и Рассел Кроу. И вот в виде оперных арий мне их история кажется... невыносимо скучной. Там, где в фильме 1998 года я все достраивала сама по оговоркам, жестам, взглядам, где воздух искрил от напряжения, в мюзикле все проговорено прямым текстом, и для меня это просто эпик фейл. Может, если бы мне было не с чем сравнивать, воспринималось бы лучше. Впрочем, инспектор Жавер на крыше собора среди горгулий - это было очень красиво и атмосферно :)

Зато Мариус прекрасен, как рассвет. Хороший мальчик из приличной семьи, который послал эту самую приличную семью лесом и ушел из дома. Мальчик, повзрослевший за одну страшную ночь. Персонаж с арией про вину выжившего.



И да: спасибо создателям, он здесь не мудак. Жану Вальжану он позволяет уехать крайне неохотно и, видимо, из соображений безопасности для Козетты. Просто потому что отец - беглый каторжник и жених - вчерашний бунтовщик - это как-то многовато, никаких дедушкиных связей не хватит отмазать всех от неприятностей.

Комментарии
29.06.2020 в 05:52

Per aspera ad astra
Очень люблю экранизацию 1998 года :)
29.06.2020 в 08:47

"Ведь танец идет по водам и не горит в огне"
Земи, я тоже, она чудесная :) Потому что Нисон может не только в боевики, и Раш крутой, и вообще.

Но последняя треть мюзикла тоже ничего так ) Я когда пересматриваю проматываю сразу до нее. Очень молодой и на тот момент еще не очень известный Редмэйн тащит.