Долго смеялась, обнаружив Брюса в одном из текстов, по которым писала свой первый диплом много лет назад Это судьба, блин!

Старый граф-алхимик в повести В.Ф. Одоевского "Саламандра". По имени не назван, но больше некому: в Москве чуть позже смерти Петра I других таких не было. Отрицательный персонаж. Отрицательный! (Впрочем, там и главный герой тот еще, хм, герой.) Неудивительно, что я тогда пожала плечами и прошла мимо. Даже наверняка прочитала в комментарии, с кого списан, но не прониклась совершенно. И не запомнила.

Одоевского (будем честны: и меня тогдашнюю тоже) в Брюсе не устраивало ровно то, что так глянулось мне теперь: рационализм. Поэтому он приписал герою заодно уж хитрость, жадность и трусость. Старый граф ищет философский камень и секрет вечной жизни, но в мистику не верит и все туманные намеки из старинных манускриптов толкует в материалистическом ключе, отчего предсказуемо фейлится раз за разом. При этом дрожит за свою репутацию (ха-ха три раза, за что там бояться уже к тому моменту! каждая собака в Москве на 146% уверена, что он колдун!), поэтому эксперименты проводит на территории бедняка, которого нанял в ассистенты за гроши.

Так или иначе, родоначальник русского фэнтези (и НФ заодно), которому не давали покоя лавры Гофмана, не смог без этого персонажа обойтись. Позднее он разочаруется в мистике и сам станет тем еще прагматиком, займется очень конкретными практическими вещами вместо литературы и отвлеченной философии. Но дело уже сделано: герой такой, какой он есть.