00:55 

Внезапное книжно-фильмовое

gvenndolin
"Ведь танец идет по водам и не горит в огне"
На одном из последних уроков немецкого зашла речь о "Момо" Михаэля Энде. Оказывается, европейцы и американцы, которые учат немецкий язык, обязательно читают эту книгу в качестве первого аутентичного неадаптированного текста. А у нас она вообще не особо известна: преподаватель даже сомневалась, что существует перевод на русский язык, и из четверых студентов ее читала только я. Когда мы коллективным разумом пытались вспомнить что-нибудь похожее на английском - "недетскую детскую книгу", которая одновременно была бы и знаковым произведением для своей страны, и для всего мира, и к тому же вызовом для переводчика, у меня само сорвалось с языка в ответ на какой-то не особо подходящий вариант: "Нет, не то. Она - как "Маленький принц".

И тут у меня внезапно "сложилась картинка" насчет мультфильма "Маленький принц", который вышел в конце 2015 года. Там определенно есть мотивы, перекликающиеся с тем, о чем писал Энде. Вряд ли это заимствование. Во всяком случае, не прямое. Просто поколения сменяются, а люди все равно продолжают жить несчастливо.

На Земле жизнь маленькой девочки расписана и распланирована по секундам. Время дорого, время - деньги, время - будущая карьера. Чтобы добиться чего-то в этой жизни, нельзя тратить его на друзей - только на важное и полезное, вроде учебы и работы. Впрочем, если сможешь немножко сэкономить, то, может быть, следующим летом сможешь общаться с другими детьми полчаса в неделю. Совсем точь-в-точь выкладки Серых Господ из сказки Энде. Вот уж действительно, "люди сами позволяют им существовать" - ведь это мать девочки задает ей этот бешеный ритм, в котором живет и сама.

В мире сказки Делец сумел-таки запереть звезды с неба в свой сейф и переплавляет детские мечты во что-нибудь полезное и скучное, не давая им сбываться. Принц заблудился в беззвездном небе, забыл и дорогу домой, и свою розу, и себя самого. На планете Дельца, планете небоскребов (планете людей?), где он в итоге оказался, нет места детям, и поэтому ему приходится повзрослеть. Но в "заболевшую" сказку находит дорогу настоящий живой ребенок и выпускает звезды из плена - как Момо освободила украденное время.

Земной мир и сказка - "тонкий план", иной мир, мир "шаманский" - смотрятся друг в друга как в зеркало. Это вообще древнейший мотив. У Энде он есть в полный рост в "Бесконечной истории". Какой из них первичен? Где раньше что-то пошло не так? В любом случае, миры не могут существовать друг без друга, поэтому исправлять ситуацию нужно в обоих - в каждом своими методами. Но по традиции в мире "шаманском" все-таки в первую очередь. Кстати, без "пограничного состояния", необходимого для перехода между мирами, там явно не обошлось: девочка ведь, на минутку, из окна выпала, и только после этого смогла поднять на крыло чудной самолет соседа. (Который вообще-то недвусмысленно играет роль погребальной ладьи для старого летчика. Безобидная фраза: "Я починил самолет" играет там такииими красками благодаря контексту!) Честно говоря, я ждала, что она очнется в реанимации.

Само путешествие девочки в мир сказки сперва показалось мне слишком "голливудским", слишком шаблонным и прямолинейным. Не забудь взять с собой смешного, но полезного персонажа-помощника, верни память главному положительному герою, напинай главному отрицательному, разрушь Большой Злодейский План - и все сразу станет хорошо. Но после обязательной битвы бобра с козлом на заброшенном заводе они исправились.

Хорошо не станет больше уже никогда.

Принц-то себя вспомнил и снова стал ребенком. Но его планета заросла баобабами до полной неузнаваемости, а роза... Прошло столько времени, сколько розы, оставленные на произвол судьбы, не живут.

А потом над почти непригодной для жизни маленькой планеткой солнце взошло в виде огромного алого цветка со множеством лепестков.

Вот так: кто-то слышит, как звезды смеются тысячами серебряных бубенцов, а для кого-то Солнце отныне и навсегда будет цвести, а не гореть. Потому что на самом деле смерти все равно нет. Есть любовь и память.

В общем, создатели мультфильма, на мой взгляд, скорее справились, чем нет. И еще они показали восстановившуюся "связь времен": минуя суперсовременных взрослых (мать девочки) поколение дедов в лице летчика передало то, во что верит, поколению внуков в лице девочки.

PS: И, конечно, самолетный винт, в начале фильма прямо сквозь стену влетающий в дом девочки и рушащий ко всем чертям доску-расписание, где магнитиками нарисована вся ее жизнь на ближайший год - это было красиво.

@темы: книги, фильмы

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Белка и ее внутренний лось

главная